03 фев 2019

Карл Брюллов / картины /

Виктор Стригин
3:25
3 КОММЕНТАРИЯ
Виктор Стригин
Виктор Стригин
В десятилетнем возрасте Карл Брюллов поступает в Академию художеств в Петербурге. С первого года обучения юный художник стал выделяться среди своих сверстников ярким талантом и серьезной подготовкой, полученной в результате занятий под руководством отца. Карл настолько любил рисовать, что мог сымитировать приступы золотухи, чтобы в лазарете писать портреты своих друзей. Среди его преподавателей в Академии были А. Иванов, А. Егоров, В. Шебуев. Первым признанным произведением Брюллова стала картина «Нарцисс, смотрящийся в воду». В основу сюжета этой картины лег греческий миф о прекрасном юноше, пленившемся своим отражением в воде. За эту работу в 1819 году художник получил золотую медаль 2-й степени. А в 1821 году за картину «Явление Аврааму трех ангелов» Карл Павлович был удостоен Большой золотой медали. В 1819 году Брюллов поселяется в мастерской своего брата Александра, который работает на строительстве Исаакиевского собора помощником у Монферрана. Художник зарабатывает на жизнь тем, что пишет портреты на заказ. Среди заказчиков оказались люди, впоследствии вошедшие в Совет Общества поощрения художников. По их просьбе Карл Павлович создает произведения «Эдип и Антигона» и «Раскаяние Полиника», получая за это право на пенсионерскую поездку для себя и брата в Италию на четыре года. В 1822 году Карл и Александр Брюлловы отправился в Рим для изучения искусства мастеров Эпохи Возрождения. Несмотря на то, что художник много времени посвящал обучению, вел активную светскую жизнь, за годы, проведенные в Италии, он создал большое количество разнообразных произведений. В картинах «Итальянское утро» и «Итальянский полдень», которые Карл Брюллов написал для отчета Обществу поощрения художников, он обратился не к историко-мифологическим сюжетам, а к будничным сценам утреннего умывания и сбора винограда. Полотно «Итальянское утро» Николай I подарил императрице. В итальянский период творчества Брюллов значительное место уделял портретной живописи. Из портретных произведений этого периода следует отметить портреты музыканта М. Виельгорского (1828), графини Ю. Самойловой с арапчонком (ок. 1832), знаменитую картину-портрет «Всадница» (портрет Джованины Паччини, 1832), автопортрет (ок. 1834). После возвращения в Россию в Москве художник написал несколько прекрасных портретов более интимного характера: И. Витали за работой (1836-37), А. Погорельского, А. Толстого. Затем, живя в Петербурге, художник пишет портреты В. Жуковского (1838) и И. Крылова (1841). Примечательно, что портрет Жуковского Брюллов написал специально для лотереи, организованной с целью сбора денежных средства для выкупа из крепостной зависимости Т.Г. Шевченко.
Виктор Стригин
Виктор Стригин
После приезда Брюллова в Петербург царь потребовал от него писать портреты императорской семьи. Однако художник каждый раз находил причины и не исполнял работу. Все поражались дерзости, с которой Брюллов позволял себе относиться к высокопоставленным особам. Отстаивая свою творческую независимость, художник заставил всех уважать себя. В 1836 году Карл Павлович Брюллов становится профессором Петербургской Академии художеств. Работая в Академии, он много сил отдавал обучению молодых художников, создав целую школу своих последователей, так называемую «брюлловскую школу». Под влиянием творчества Карла Павловича выросли такие известные мастера как П. Федотов, Т. Шевченко и многие другие. Занимаясь с молодыми художниками, Брюллов в этот период также пишет около 80 портретов. Среди самых известных работ 1830-х годов — портреты В.А. Перовского (1837), сестер Шишмаревых (1839), Ц.В. и Пл.В. Кукольников (1836 и 1837), певицы А.Я. Петровой (1838). Также художник участвует в росписи строящегося Исаакиевского собора. Во второй половине 1830-х годов в личной жизни живописец был одинок: Юлия Самойлова находилась за границей. В сорок лет Брюллов знакомится с очень одаренной пианисткой, ученицей Эмилией Тимм, дочерью рижского бургомистра. Но у Эмилии было горькое прошлое — связь с родным отцом, в чем она честно призналась Карлу. Тем не менее, художник был ослеплен любовью и жалостью и понадеялся, что его искренние чувства все одолеют. Они обвенчались, однако через два месяца, пройдя через бесконечные притязания отца Эмилии, через грязь, выплеснувшуюся на публику, и скандал в обществе, их брак был расторгнут. Вскоре в Россию возвращается графиня Самойлова. Брюллов выходит из угнетенного состояния. Художник пишет ее парадный портрет — картину «Графиня Ю.П. Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини» (1841). В 1847 году тяжелая простуда, ревматизм и больное сердце на семь долгих месяцев приковали Брюллова к постели. Тем не менее, даже будучи больным, художник продолжал много работать. Замечателен его «Автопортрет», написанный в 1848 году. В апреле 1849 года по настоятельному совету врачей Брюллов навсегда уезжает из России. Лечение на острове Мадейра облегчения не приносило. Художник пишет несколько портретов, среди которых наиболее известен портрет археолога и ориенталиста Микельанджело Ланчи (1851). Но удовлетворения от работы Брюллов не получал. Весной 1852 года живописец переезжает в местечко Марчиано под Римом. 23 июня 1852 года великий русский художник Карл Павлович Брюллов уходит из жизни. В его мастерской осталось множество набросков, изображавших сцены народной итальянской жизни («Возвращение римского пастуха домой», «Полдень»).
Людмила Ропацкая
Людмила Ропацкая
браво
Раскадровка
Карл Брюллов / картины /
Карл Брюллов / картины /
Карл Брюллов / картины /
Карл Брюллов / картины /
Карл Брюллов / картины /
Карл Брюллов / картины /
Карл Брюллов / картины /
Карл Брюллов / картины /
Карл Брюллов / картины /
Карл Брюллов / картины /
Карл Брюллов / картины /