Подборка: Наши и они.ВВС ВОВ, 04 фев 2019

Две вернувшиеся легенды

Александр Межаков
9:17
1 КОММЕНТАРИЙ
Александр Межаков
Александр Межаков
Любой сохранившийся до наших дней самолёт времён Второй мировой — сам по себе легенда, независимо от модели и степени сохранности. Четырёхмоторный бомбардировщик B-17 — легенда вдвойне, а уж если самолёт имеет свою историю, то и говорить не о чем. На прошлой неделе после реставрации покинули ангар сразу две «Летающие Крепости», законно претендующие на звание самой известной машины своего типа. Это B-17F с серийным номером 41-24485 и собственным именем Memphis Belle и B-17G с серийным номером 42-32076 и названием Shoo Shoo Shoo Baby. «Мемфисская красотка», пожалуй, будет фаворитом в этом соревновании. Самолёт был назван в честь жены командира экипажа капитана Роберта Моргана, уроженки Мемфиса в штате Теннесси. Выпущенный в июле 1942 года, этот бомбардировщик одним из первых в ВВС Армии США совершил «боевой тур» по Европе, выполнив 25 боевых вылетов с ноября 1942 по май 1943 гг. в составе 324-й бомбардировочной эскадрильи 91-й бомбардировочной авиагруппы. Его целями в основном были военно-морские базы в Лориане, Сен-Назере и Бресте. В июне самолёт вернулся в США и стал звездой пропагандистского тура в рамках кампании по выпуску облигаций очередного военного займа. Облетев более 30 городов, «Красотка» стала кинозвездой. Про самолёт и его экипаж в 1944 году был снят документальный фильм "Memphis Belle: A Story of a Flying Fortress», а в 1990 году появился и художественный фильм "Memphis Belle». После войны самолёт был куплен мэрией Мемфиса по цене металлолома и избежал разделки. Долгое время он влачил жалкое существование на открытых площадках, страдая от погоды и вандализма, пока в 2004 году не попал на реставрацию в Национальный музей ВВС на авиабазе Райт-Паттерсон недалеко от Дейтона (штат Огайо). Однако и там долгое время не могли найти средства на реставрацию, которая затянулась больше чем на 10 лет. Теперь самый известный B-17 займёт место в постоянной экспозиции. Интересно, что после снятия многих слоёв краски в хвостовой части фюзеляжа на обшивке были обнаружены сотни надписей с именами. Оказалось, что во время рекламного тура подписавшимся на военный займ людям разрешили оставить на самолёте свой след. В мае 2017 года музей объявил, что готовится завершить реставрацию и выставить Memphis Belle на показ 17 мая 2018 года, к 75-летию 25-го боевого вылета самолёта. Второй самолёт, который получил название в честь популярной песенки известных в годы войны сестёр Эндрюс, имел не такую счастливую карьеру. Выпущенный в январе 1944 года, в марте он был зачислен в ту же 91-ю авиагруппу, базировавшуюся в Англии. Выполнив 24 вылета, самолёт не вернулся из вылета на бомбежку польской Познани 29 мая 1944 года. Экипаж 2-го лейтенанта Роберта Гунтера был признан пропавшим без вести. Над Европой у бомбардировщика отказали последовательно два двигателя, и, чтобы не попасть в плен, экипаж пошёл в сторону шведских берегов, сбрасывая за борт всё что можно, вплоть до оружия и приборов. Шведский перехватчик посадил B-17 в Мальмё. Шведы интернировали самолёт и экипаж. В конце концов лётчиков отправили домой под обещание не совершать боевые вылеты, а самолёт шведы переоборудовали в пассажирский. После войны его перепродавали для разных целей датчанам и французам, а в 1972 году самолёт был передан ВВС США для экспозиции в музее. Нынешняя реставрация была не первой для «Крошки», теперь она должна отправиться в экспозицию Смитсоновского института в Вашингтоне. На примере стоящих рядом самолётов хорошо видно, как менялось стрелковое оборонительное вооружение «Летающей Крепости». Если более ранний B-17F лишён характерной «бороды» с передней стрелковой точкой, то на более позднем B-17G она придаёт бомбардировщику более привычный вид.
Раскадровка
Две вернувшиеся легенды
Две вернувшиеся легенды
Две вернувшиеся легенды
Две вернувшиеся легенды
Две вернувшиеся легенды
Две вернувшиеся легенды
Две вернувшиеся легенды
Две вернувшиеся легенды
Две вернувшиеся легенды
Две вернувшиеся легенды
Две вернувшиеся легенды